Живописец обмакивает кисть в чёрную краску и ловко наносит на пористый фарфор тонкие линии. Затем изделие покрывают глазурью и отправляют на обжиг, после которого рисунок становится насыщенно-синим. В завершение наносят золотые узоры и снова обжигают. Так рождается знаменитая «Кобальтовая сетка» Императорского фарфорового завода.
Трудно поверить, но в этом году у рисунка, с детства знакомого каждому жителю Санкт-Петербурга, юбилей — 80 лет. Несмотря на солидный возраст, «Кобальтовая сетка» остаётся бестселлером завода и привлекает внимание не только взрослых покупателей, но и молодёжи.
Трудно поверить, но в этом году у рисунка, с детства знакомого каждому жителю Санкт-Петербурга, юбилей — 80 лет. Несмотря на солидный возраст, «Кобальтовая сетка» остаётся бестселлером завода и привлекает внимание не только взрослых покупателей, но и молодёжи.
Май — июнь 1944 года. Ленинград постепенно возвращается к жизни после снятия блокады. Всего несколько месяцев назад на заводе, который тогда назывался ЛФЗ, возобновила работу творческая лаборатория под руководством Николая Михайловича Суетина.
Художница завода Анна Яцкевич экспериментировала с разными видами росписи, в том числе кобальтовой. На пышную дольчатую форму «Тюльпан», созданную Серафимой Яковлевой, она нанесла графический рисунок кобальтом. Сначала она попробовала сделать это карандашом, но кобальт ложился неровно. Поэтому Анна Адамовна решила использовать кисть.
Художница завода Анна Яцкевич экспериментировала с разными видами росписи, в том числе кобальтовой. На пышную дольчатую форму «Тюльпан», созданную Серафимой Яковлевой, она нанесла графический рисунок кобальтом. Сначала она попробовала сделать это карандашом, но кобальт ложился неровно. Поэтому Анна Адамовна решила использовать кисть.
Анна Яцкевич будто вложила частичку себя в этот рисунок. Подобно тому, как «Кобальтовая сетка» неподвластна времени, так и жизненные испытания не сломили Анну Адамовну. В течение 20 лет — с 1932 по 1952 год — художница работала в творческой лаборатории завода. Она была единственным художником, который проработал на заводе все дни войны, находясь на казарменном положении.
В то время на набережной у завода останавливались корабли. По воспоминаниям современников, их камуфлировала фарфоровыми красками именно Анна Яцкевич. Также художница сыграла большую роль в спасении заводской библиотеки. Каким-то чудом забытый во время эвакуации вагон с книгами не был окончательно разграблен. Анне Адамовне удалось перевезти книги на завод, используя санки.
В то время на набережной у завода останавливались корабли. По воспоминаниям современников, их камуфлировала фарфоровыми красками именно Анна Яцкевич. Также художница сыграла большую роль в спасении заводской библиотеки. Каким-то чудом забытый во время эвакуации вагон с книгами не был окончательно разграблен. Анне Адамовне удалось перевезти книги на завод, используя санки.
Существует легенда, что «Кобальтовая сетка» была создана под впечатлением от блокадных лет. Некоторые считают, что её линии символизируют крест-накрест заклеенные окна или скрещенные лучи прожекторов. Однако наиболее достоверной и логичной версией является переосмысление великого наследия завода. Анна Адамовна долго изучала заводские архивы, и это нашло отражение в её работе. Например, в узоре можно заметить мотивы сервиза «Собственный», который был создан за двести лет до «Кобальтовой сетки» Дмитрием Виноградовым, «отцом русского фарфора», для императрицы Елизаветы Петровны.
Со временем «Кобальтовая сетка» стала мечтой многих людей. Её оценили и на государственном уровне: в 1969 году сервизу «Кобальтовая сеточка» был присвоен «Государственный знак качества». За рубежом «Кобальтовую сетку» тоже высоко оценили. В 1958 году в Брюсселе прошла первая масштабная Всемирная выставка, на которой сервиз получил «Золотую медаль». Сегодня этот рисунок можно увидеть не только на форме «Тюльпан», для которой он был создан. Он украшает более 100 видов изделий из твёрдого и костяного фарфора: чайные и столовые сервизы, вазы, подсвечники, пасхальные яйца... Неудивительно, что этот кобальтовый узор повлиял на творчество художников следующих поколений.
Даже спустя столько лет «Кобальтовая сетка» остаётся желанным подарком для многих. Она нравится политическим деятелям и спортсменам, космонавтам и мировым знаменитостям. В чём же секрет популярности «Кобальтовой сетки»? Возможно, он заключается в гармоничном сочетании рисунка и форм, в исторической памяти и в том, что «Кобальтовая сетка» превращает каждый приём пищи в небольшой праздник. Сегодня «Кобальтовую сетку» можно назвать не только «визитной карточкой» Императорского фарфорового завода, но и символом Санкт-Петербурга, который любят и уважают во всём мире.